|
PISA
Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. Встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок! Как функциональная грамотность отражена в школьной программе? С 2010 года российские школы работают по федеральным образовательным стандартам, предъявляющим требования к метапредметным результатам обучения, являющимся составными элементами функциональной грамотности. Есть много разных методических приемов достижения функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Например, это не только уделение внимания прикладным вопросам в содержании школьных учебников, но и развитие таких образовательных практик, как «День конвергентного образования», «Урок в музее, парке, усадьбе», «Профессиональные пробы» и т. п. В апреле 2021 года был введен в действие ФГОС ООО третьего поколения, который уточнил вклад каждого предмета в достижение этих результатов, поставил задачу перехода от формирования отдельных метапредметных результатов к формированию их целостной системы. Для перехода на новые стандартны уже подготовлены примерные учебные программы по всем предметам. Эти программы показывают, что при сохранении баланса между предметной подготовкой и функциональной грамотностью эти образовательные задачи можно решать комплексно. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющие функциональной грамотности: 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. 3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. 4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. 5. Креативное мышление – способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Оно требуется не только людям творческих профессий — креативность с успехом можно применять для решения самых разных повседневных задач. 6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности: Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment). PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни. В рамках этого исследования оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. PISA проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Ресурсы для формирования функциональной грамотности обучающихся: Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности обучающихся 5,7 классов Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) Электронный банк заданий "Российской электронной школы" (РЭШ) для оценки функциональной грамотности Банк заданий по функциональной грамотности группа компаний «Просвещение» Формирование функциональной грамотности на портале "Единое содержание общего образования" |
![]()
|